Вход
регистрация
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Путешествия

Вы поедете на бал?

Вы поедете на бал?
0
Едим Дома
02 сентября 2013

В московских музеях-заповедниках можно не только погулять с детьми в парках, но и посетить образовательные интерактивные программы. Какие именно — изучала Ирина Романова.

Вы поедете на бал?

«Мама, у меня получается!» — Катя села на самый краешек стула, зажала под мышками две книжки, чтобы не отставлять локти далеко, и попробовала разрезать на тарелке кусочек мяса. Пару часов назад  на экскурсии в музее-заповеднике «Царицыно» она узнала, что именно так в России XVIII века учили вести себя за столом дворянских детей.

Сегодня почти во всех московских музеях-заповедниках есть различные игровые программы для детей. Так, в музее-усадьбе «Кузьминки» экскурсоводы знакомят малышей с повседневной жизнью детей XIX века: играми, праздниками, учебой (программы «Крестьянские дети», «Прогулки с гувернанткой», «Жизнь старого дома»). В музее-усадьбе «Архангельское» учат расписывать фарфор, а в музее-заповеднике «Измайлово» рассказывают о том, как создавалась русская регулярная армия, и угощают солдатской кашей и пирогами («Сказ про войну, старину, русского солдата и людское милосердие»). Я с детьми живу по соседству с музеем-заповедником «Царицыно».  Мы часто гуляем  в царицынском парке, но как-то так вышло, что ни в Большом дворце, ни в Оперном доме ни разу не были. Так что когда мы узнали, что музей предлагает детям три интерактивных программы: «Вы поедете на бал?», «Час маскарадного удовольствия» и «Кушать подано, Ваше Величество!» — дочки загорелись: «Идем!»

Разумеется, дети больше всего хотели побывать на настоящем маскараде. Но поскольку Кате в тот момент было пять с половиной, а Лизе и вовсе два с хвостиком, то мы выбрали часовую программу для дошкольников «Вы поедете на бал?». Собрав малышей в зале Визит-центра, экскурсовод показала двух кукол в платьях эпохи рококо и рассказала, как было принято одеваться на бал. Затем мальчики надели треуголки, девочки украсили волосы цветами, все вместе они составили карету: впереди форейторы на деревянных лошадках, за ними кучер, позади лакеи, в центре дамы — и, проскакав пару кругов по залу, оказались в XVIII веке, на балу. В те времена главным танцем балов был менуэт. Малыши разучили несколько па: шаг, еще шаг, поклон, реверанс…  Мальчиков, как всегда, не хватало, так что мне пришлось танцевать с Катей — за кавалера.

Но больше танцев детям понравились игры — как оказалось, три столетия назад на балах было принято играть: например, в фанты или в «ручеек». Мы сыграли в «живые картины». Рассмотрев дам и кавалеров, угощающих друг друга яблоками на репродукции полотна Антуана Ватто, малыши разобрали реквизит — соломенные шляпы, корзинки, искусственные фрукты и цветы — и замерли в похожих позах. На прощание же мы смастерили по вееру — бумажному, раскрашенному красками.

По обычаю галантного века за балом следовал ужин. Но на него мы попали лишь спустя полтора года, побывав на экскурсии «Кушать подано, Ваше Величество». Это программа для детей 7‒12 лет, она длится почти два часа и проходит сразу в двух зданиях: Третьем кавалерском корпусе и Большом дворце.

— Застольный этикет появляется только в эпоху Просвещения, — рассказывает экскурсовод музея. — До Петра I правил поведения за столом не существовало. Многие блюда, дичь например, ели руками, а потом руки вытирали о скатерть.

Круглый зал на втором этаже 3-го Кавалерского корпуса. Между колонн — мольберты с натюрмортами. На спинке стула — парчовые камзол и жабо. Экскурсовод отодвигает ширму, и перед нами оказывается стол, накрытый по всем правилам XVIII века. Белая скатерть, натертая воском, чтобы пролитый соус не оставлял пятен. Фарфоровый сервиз, хрусталь и серебро. В центре стола изящная фигурка — девиз праздника, и меню, которое на парадных императорских обедах оформлял придворный художник. За ним  блюда с дичью и рыбой, вазы с фруктами. А рядом маленькие вазочки с глиняными муляжами яблок, груш и винограда — как рассказала экскурсовод, Петр I любил потешаться над выпившими гостями, поднося им вместо фруктов такую вот обманку.

Ребятам предстояло накрыть точно такой же стол. Школьники нарядились в камзолы и жабо, выбрали обер-гофмаршала — главного управляющего дворцовым хозяйством, архитекторов и поваров. Остальные дети стали гостями. И работа закипела. Архитекторы составили из четырех щитов большой квадратный стол. Девочки накрыли его скатертью и украсили цветами. Повара на кухне мудрили над блюдами: обкладывали пластмассовыми лимонами и цветной капустой резиновых кур, стелили ложе из салата осетру. Моя дочка Катя помогала поварам — это она придумала украсить голову поросенка гроздью клубники.

Наконец, пора к столу, кавалеры приглашают дам — в этой части программы дети хохочут больше всего. Еще бы! Никто из мальчиков не умеет галантно подать руку даме. Никто из девочек не знает, как на эту галантность отвечать. Экскурсовод, как хореограф, поправляет им спины, плечи, поднимает носы. Объясняет, как нужно сидеть за столом: на краешке стула — чтобы не мять одежду, прижав локти к телу — чтобы не мешать соседней даме в кринолине, еду на тарелке резать с помощью ножа и вилки — чтобы не пачкать пышных кружевных манжет, а руки вытирать о салфетку, заложенную за воротник. Единственный архаизм этикета: если кавалер хотел сказать тост, ему полагалось встать и постучать ножом по бокалу, чтобы привлечь внимание гостей. Сейчас бы такой звон сочли невоспитанным.

В завершение экскурсии мы идем в Большой дворец, где на третьем этаже представлена экспозиция «Парадный стол эпохи Екатерины Великой: триумф эпохи кулинаров».  Фазаны о двух головах при полном оперении, осетр, дремлющий на волнах из шампанского и морковки, котлета «Бомба» из разных сортов мяса…

— На званых обедах повара старались как можно больше поразить воображение гостей, — рассказывает экскурсовод. — Поросенка, например, готовили так: наполовину обмазывали жидким тестом и ставили в печь. Потом тесто снимали, и оказывалось, что половина поросенка розовая, а половина — коричневая. Гости же удивлялись: как это? И вареный и жареный одновременно?!

Но главным украшением императорского стола были piecemontee —многоярусные скульптуры из сахара, марципана и белковой массы, взбитой с сахаром и лимонным соком. Для выставки в Царицыне piecemontee специально приготовил французский кондитер Лоран Бурсье, взяв за основу гравюры из кулинарной книги конца VXIII века Урбана Дюбуа. Эту красоту наши галантные предки называли «королевским мороженным», но есть не ели — сладкие башни и дворцы служили лишь для украшения стола.

В заключение программы экскурсовод раздает детям листочки с рецептами блюд XVIII века. Нам достается «Суп с раковыми шейками».  «Отварить 50 живых раков в мясном бульоне. Очистить лапки и клешни, изрубить их и смешать с таким же количеством телячьего фарша и раковым маслом. Начинить фаршем раковые панцири. В мясной бульон положить разных белых кореньев (сельдерей, петрушка, пастернак) и, немного проварив, нарезать их мелкими кусочками. Отварить фаршированные раковые черепки, распределить по тарелкам. При подаче добавить кусочки отварной осетрины или белуги, — читает Катя. И с надеждой спрашивает: Сделаем?» 

Теги поста
рейтинг статьи
Рассказать друзьям
Комментариев пока нет. Будьте первым
Ed4 square50
Отправить