Вход
регистрация
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Семья

Тысяча и один способ укрепить привязанность

Тысяча и один способ укрепить привязанность
4
Команда edimdoma.ru
03 июня 2014

Мы публикуем длинный список, составленный совместными усилиями членов сообщества «Заботливая альфа», разнообразных способов укрепления привязанности. Это список альтернатив – выбирайте, что нравится, в зависимости от вкусов и пристрастий своей семьи. Что не нравится – пропускайте, ищите свое, дополняйте и расширяйте.

Возраст от 0 до 1 года

Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

  • Играть в гляделки.
  • Улыбаться друг другу.
  • Играть в куку или пикабу.
  • Кормить грудью.
  • Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях.
  • Позволить есть из своей тарелки, кормить маму. Или папу.
  • Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть).
  • Носить на руках и\или в слинге.
  • Обнимать.
  • Делать массаж.
  • Повторять лепет за младенцем.
  • Щекотать бородой (для пап).
  • Целовать щеки и пупок.
  • “Кусать” пятки и ладошки.
  • Совместный сон.
  • Совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом).
  • Выкладывать ребенка на мамин/папин живот на время дневного сна.
  • Совместное купание в большой ванне.
  • Петь песни.
  • Танцевать вместе.
  • Использовать разные интонации.
  • Строить гримасы.
  • Вместе изучать себя и друг друга в зеркале.
  • Читать стихи с выражением.
  • Рассматривать вместе картинки, книги, улицу.
  • Рисовать самим, чтобы малыш смотрел.
  • Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка.
  • Доедать за ребенком из его тарелки (напоминаю, не нравится – значит не ваш способ, есть другие, а некоторых детей очень умиляет, что три непосильные последние ложки каши доест мама )

От 1 до 3 лет

На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.

Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:

  • Составить вместе список продуктов с картинками.
  • Взять с собой в магазин за продуктами.
  • Катать в тележке.
  • Постарше доверить катать тележку.
  • Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.
  • Дать нести маленький пакет из магазина, “как мама\папа”.
  • В зависимости от рода занятий родителей поиграть в “мама работает”, “папа работает”.
  • Давать ребенку примерить или поносить свою одежду.
  • Носить одинаковую одежду разных размеров.
  • Носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы.
  • Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.
  • С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды.
  • С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.
  • Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье, например.
  • С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.
  • Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.
  • Доить вместе козу (ну а вдруг!).
  • Подарить свой маленький рюкзачок.
  • Мыть машину с папой.
  • Копаться в саду с мамой.
  • Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике).
  • Выращивать разные съедобные травы из семян.
  • Добавлять их в салаты и есть.
  • Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.
  • Рисовать красками у друг друга на лице – есть спец.наборы для этого, гуашью лучше не надо.
  • Или помадой раскрасьте друг друга в клоунов.
  • Хвалить.
  • Провожая работающего родителя (бабушку, гостей) махать в окошко.
  • Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”.
  • Придумать условный знак только для вас.
  • Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов.
  • Разыгрывание ролей (“я овеченок, а ты мама-овечка”).
  • Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать поиграться с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутит-повинтить.
  • Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.
  • Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.
  • Беготня между родителями (особенно полезно, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
  • Следы на песке (или на снегу). Первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. “О!!! какой наш папа большой”. “О!!! ты как папа идёшь”. “ООО!!!”
  • Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче. Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть.
  • Вместе сделать что-то “страшное”.
  • Сходить в парк трейлеров и всем сфотографироваться рядом с оооогромным колесом.
  • Держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”.
  • Игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок. Старается по максимуму включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка.
  • Когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
  • Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.
  • Надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть .

От 3 до 5 лет

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать. «Моя мама». Появляется ревность.

Все, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также:

  • Играть в игры “мама и сын против диванной подушки”.
  • Или “папа и сын против пыли на подоконнике”.
  • Floortime или игра на полу, когда мама или папа весь принадлежит ребенку.
  • Если у вас больше одного ребенка – проводите индивидуальные флортаймы, чтобы всем досталось по чуть-чуть единоличного времени с каждым родителем.
  • С более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения, популярные в вашей семье.
  • Разделите с ребенком свое хобби.
  • Возьмите ребенка с собой на работу (если это возможно).
  • Пусть он покормит вас из ложечки.
  • Разрешать злиться, помогайте выпустить негатив.
  • Плавать вместе в бассейне.
  • Искать клад.
  • Собирать осенние листья/жёлуди/каштаны.
  • Кататься на велосипедах и роликах.
  • Бегать наперегонки.
  • Наряжаться в маскарадные костюмы.
  • Устроить семейный спектакль – с куклами или самим стать актерами.
  • (Менее трудозатратно) разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки – например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится… или как лиса колобка ела!
  • Проигрывание ситуаций “мама-малыш” в сюжетно-ролевых играх.
  • Лепить снеговиков и строить снежные крепости.
  • Валяться на диване.
  • Бутузиться.
  • “Жамкать” ребенка – не щекотать, а движения похожие на вымешивание теста (есть дети, которым нужно такое достаточно сильное действие).
  • Стучать по чему-то звонкому, ритмичному.
  • Прятаться в домики под одеялом.
  • Петь караоке вместе в микрофон.
  • Вместе рисовать, лепить, делать поделки.
  • Совместно украшать дом к празднику.
  • Пускать и лопать мыльные пузыри.
  • Танцевать вместе под музыку. Танцевать под музыку, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и прочем). Танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы (Каравай, Танец маленьких утят, Мишка с куклой). Хоровод можно и из двух человек сделать.
  • Разрешать ребенку мыть маму, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т.д.
  • Игры тактильные типа “Рельсы-рельсы”, пальчиковые.
  • Покатать ребенка на спине – “лошадка”.
  • Игры на коленках “В ямку – бух!”
  • Качаться на папиной ноге!
  • Ходить на ступнях родителей.
  • Делать зарядку, гимнастику вместе. Прыгать на гимнастическом мяче вместе.
  • Играть в домики, мостики, лазы, дырки, норки и прочее, используя в качестве оных тело родителей.
  • Качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках.
  • Закапывать друг друга в песок, в снег. И откапывать.
  • Игры “Делай, как я”, когда ребенок задает движения, а мама повторяет.
  • На прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они “перепрыгивали” ребенка через лужи. Или просто так высоко прыгали.
  • Вместе плавать, нырять, смотреть друг на друга под водой. Плавать на маминой или папиной спине.
  • “Поцелуйчики в кармашке”. При расставании положить в карман ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку.
  • К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас.

  • Играть в прятки.
  • Играть в расставания и встречи.
  • Приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, налить сок.
  • Выделить ребенку свой совок и щетку.
  • Доверить поливать цветочки.
  • Хохотать с ребенком, особенно над его шутками.
  • Одевать ребенка, если он просит.
  • Кормить ребенка, если он просит и хочет (даже если сам давно умеет).
  • Одобрять друзей ребенка.
  • Если не можете одобрять увлечения и друзей – ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему Вы не можете одобрить конкретного друга или конкретного монстра!
  • На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму». Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.

  • Рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе.
  • Отправлять открытки по почте и ждать ответов.
  • Рассматривать семейный фотоальбом.
  • Искать маму и папу на фотографиях, где много людей.
  • Рассматривать вместе фотографии, на которых ребенок еще маленький.
  • Рассказываем о том, как он был маленький или его еще вообще не было и его ждали.
  • Звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час).
  • Для тех, кто живёт в загранице – говорить с ребёнком на родном языке. Даже если вокруг люди не понимают (секретный язык, играть в шпионов).
  • Обниматься всей семьей.

От 5 до 7 лет

 

Последний уровень привязанности – когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность. Это самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.

Все, что подходит для детей от 0 до 5 лет, а также:

  • Доверить ребенку свои чувства – я сегодня рассердилась, когда… мне было грустно оттого… я так радовалась в тот раз…
  • Просить прощения у ребенка в случае срыва.
  • Называть чувства ребенка.
  • Применять активное слушание.
  • Обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись.

От 7 до 11 лет

А теперь самое интересное. Совместный сон в 7 лет или в подростковом возрасте – ну, если вы сможете уговорить своего большого мальчика или девочку на это. Но, скорее всего, это уже не поможет вам поддерживать привязанность. В слинг уже тоже не особенно примотаешь.

Все, на что согласится ваш ребенок из перечисленного выше для более младших возрастов, а также:

  • Разделите с ребенком ЕГО хобби – даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышенной ценой или компьютерная игра.
  • Доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (только советы и подсказки, руки прочь, пусть сам – конечно, если захочет).
  • Читайте ему вслух.
  • Не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день.
  • Продолжаем массаж (рельсы-рельсы и пр.).
  • Смотреть в кругу семьи его младенческое видео.
  • Вести личную переписку между куклами ребенка.

От 11 до 17 лет

  • Не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день.
  • Продолжаем активное слушание.
  • Быть на стороне ребенка во время внешней угрозы.
  • Иметь общее время (кафе, прогулки).
  • Обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверенно (компьютеры или грубая физическая сила и прочее).
  • Советоваться с ним перед принятием решений, касающихся не только его, но и общесемейных вопросов.
  • Тактильный контакт: в волосах ворошить, поцелуи-объятия при встрече и прощании.
  • Писать смешные записочки (и серьезные).
  • Для взрослых, отдельно гуляющих детей, – встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно).
  • Слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время.
  • Спрашивать, что нравится-не нравится, во всех сферах – от политики до цвета туалетной бумаги.
  • Просить обосновать свою позицию.
  • Задавать вопросы.
  • Учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы.
  • Смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире.
  • Какое-нибудь совместное занятие: например, что-то выращивать на подоконнике или ставить эксперимент, читать длинную книгу наперегонки.
  • Шутить друг над другом, делать безобидные розыгрыши.
  • Проявить неожиданную заботу. Помню, как моя мама привезла мне зонтик в школу. Для этого ей пришлось отпроситься с работы. А она у меня врач, и это стоило ей трудов. Машины у нас тогда не было, и она с другого конца города повезла мне зонтик. Я была тронута до глубины души.
  • Готовить вкусные блюда, причем, как маленьким. Печь в выходные торты с зайчиками, каждое утро рисовать на каше вареньем рожицы и т.п.
  • Просто поболтать перед сном или за ужином о том, как день прошел.
  • Похожая одежда (family look).
  • Одинаковые брелоки на ключах, но разных цветов.
  • Походы любые: от однодневных по грибы и ягоды, до длительных на пару недель, если есть возможность.
  • Смешные СМСки без повода.
  • Вместе подготовить кому-то близкому сюрприз или праздник.

 

 

 

 

 

 

Теги поста
рейтинг статьи
Рассказать друзьям
Комментарии — 2
Ed4 square50
Отправить
Ирина
Ирина
10.06.2014 18:38:18

это настолько очевидно и естественно для любых нормальных родителей. Вспоминаю как у меня было, когда детки были маленькие - все что в списке делала и без инструкции и ц.у. ... покажите мне мамочку, для которой этот список открытие!

Солнце
Солнце
10.06.2014 15:45:26

Обязательно нужно сохранить этот пост! 😌 очень полезные рекомендации, как проводить время с ребенком. 😘