Вход
регистрация
Реклама
Интервью

Интервью для журнала «Растим ребенка». Март, 2010

Интервью для журнала «Растим ребенка». Март, 2010
0
Едим Дома
30 марта 2010

Мастер-класс от Юлии Высоцкой: как учить языки, увлеченно знакомиться с миром и совершать неожиданные открытия – о себе и других, бережно «пробовать» культуру на вкус, на ощупь, на слух…  Радоваться и ценить многообразие. А если чего-то не хватает – смело воплощать самому! Например, придумать и издать еще одну новую книгу – о полезной и вкусной еде для малышей.

Вместе с актрисой и телеведущей, автором серии кулинарных книг, Юлией Высоцкой нам удалось собрать прочный и долговечный «багаж педагогических идей»: о нескучном питании и семейном воспитании, об искусстве дисциплины и жесткой требовательности актерского служения, о смыслах детских «страшилок» и самом сложном из искусств – быть собой…

Юлия, а для чего в жизни нужны… конфликты?

Ну и вопрос. Конфликт это часть жизни. Конфликты помогают. Помогают расти и развиваться – нам, детям, отношениям. В контакте с родителями важно вовремя видеть и выявлять конфликты. Если ребенок конфликтует, значит, ему чего-то не хватает! Родительского внимания или, наоборот, дисциплины. Бывает, не хватает того, что взрослому кажется ничтожно малым, – маминого взгляда. Нужно, чтобы в определенный момент мама обратила на ребенка свой взор и он успокоился – связь есть! Важно как мне кажется, – не засиживаться в конфликтах, не влезать « в бутылку», уметь попросить прощения. Я этому научилась, пусть и не сразу, и этому учу детей.

А где «учат» решать конфликты? Понимание природы конфликта на сцене в драматическом театре помогает?

Мне повезло: я получила хорошее образование. У меня были замечательные педагоги, и это важный опыт. Кроме того, что нас учили, собственно, актерской профессии, нас учили жизни, анализу того, что делаешь не только на сцене, а как живешь и существуешь. Сейчас за такие советы платят большие деньги.

А когда, по-вашему, учиться интересно?

У меня было счастливое стечение обстоятельств: хороший курс. Речь идет об Академии в Белоруссии?

Да, это было в Минске, в Белоруссии. Это случается, когда люди собираются вместе, чтобы учиться и работать. Всегда имеет значение личность педагога и личность студентов.

Юлия, все успевать так хочется! И учиться во взрослой жизни, и работать, и с делами семейными успевать. Как же управлять временем в современной жизни? Посоветуйте!

Мне бы кто посоветовал! Считаю, самое главное в жизни – и современной и в какой-то такой «архаической», чтобы была дисциплина. Она помогает. Нельзя позволять себе быть распущенным. Контрастные умывания и «одеколоны» у наших бабушек-прабабушек с раннего утра заменили у нас другие вещи.

Нельзя оставаться во власти обстоятельств. Нужно уметь руководить своей жизнью, своей ситуацией. Это непросто. Но мне помогает именно это – дисциплина. Хотя, поверьте, бывает и грустно, и скучно… И хочется зарыться в подушку и поплакать. Можно и поплакать, но нужно помнить: так проплакать можно и все жизнь!

Какие конкретные инструменты помогают Вам в дисциплине, в управлении своей жизнью?

Уже лет 5-6 я записываю все, что я делаю, и все, что я уже сделала, буквально, во сколько я встала. Это занимает буквально 10 минут в день, но так я понимаю, что успела и что не смогла. И иногда бывает приятное чувство удовлетворения.

Юлия, Вы мама двоих детей. Что бы Вы хотели видеть в их жизни, что постоянно свидетельствовало бы о том, время тратится с пользой?

Хочу, чтобы знали языки. Сейчас человек может быть частью мира, не только  своей страны. И дело не в отсутствии патриотических чувств. Нужно действительно понимать язык той страны, в которую ты приезжаешь. Самый распространенный язык сейчас английский, ну, хорошо, когда человек владеет еще хотя бы парой европейских языков. Муж, например, считает, что детям нужно учить китайский. Не только потому, что, по его мнению, за Китаем будущее, но и потому, что это невероятно развивает интеллект человека. Я не оставляю надежду найти хорошего педагога. Китайский язык такой сложный. Думаю, знание языков расширяет возможности человека. Чтобы реализовываться в жизни, прежде всего.

Как научить такой дисциплине детей?

Вот какой хороший вопрос. В этом вопросе уже содержится ответ, потому что дисциплине можно НАУЧИТЬ. Можно научить работать. Я, например, жалею, что меня мама не заставила в свое время заниматься музыкой. У меня нет невероятных музыкальных способностей. Но мне кажется, мама была слишком мягка, и я  два раза бросала, а она разрешала мне это. Теперь я понимаю, что это была не я настоящая, а нормальная человеческая природа, которая говорила: ай, как неохота! Потерянные часы не восстановить. Своих детей музыке не учу, а учу, скорее, другим вещам. Главное помочь ребенку найти жизнь, которая в будущем может стать залогом его счастья. Самое главное, чему я их учу, – работать. Муж сегодня говорит: «Какой ужас, чувствую себя виноватым, мы их по два часа заставляем заниматься в каникулы!»

 А я не чувствую себя виноватой! Я считаю, это очень хорошо, потому что это входит в привычку, и человек впоследствии начинает себя чувствовать неуютно, когда он ничего не делает. И это прекрасное состояние. Есть, конечно, дети вундеркинды, которые знают таблицу умножения в два года. А остальные «нормальные» дети, как правило, хотят ничего не делать: гонять мяч, смотреть телевизор. Хорошо, если еще все это подкрепляется шоколадом и  никто не заставляет есть суп! И так вырастают несчастные люди.

Речь идет о здоровье? Или о том, когда человек от лени сам себе не мил…

Я не говорю «нездоровые», именно несчастливые, потому что это состояние разрушительно, так происходит деградация. Все, что не движется вперед, на самом деле движется в обратную сторону! Можно увлекать детей делами, рассказывать им об интересном, приохотить к полезному. Я говорю об усидчивости и трудолюбии. Но! Маленький человек не обязан ходить в десятки кружков. Он может честно и аккуратно делать уроки и помогать маме по дому, и в этом будет присутствие настоящего труда. Прекрасное слово – труд.

Упоение в труде? В работе? Или радость от того, что можешь творчески относиться к делу?

Самое важное – найти такую жизнь, которая в будущем поможет сделать ребенка счастливым. Меня часто спрашивают: ваши дети пойдут в актерскую профессию? А мне бы совсем не хотелось, чтобы дети занимались актерской профессий. Вот уж где тяжелый труд. За последние 20 лет эта профессия очень сильно изменилась. Страшно другое – ты заложник обстоятельств и должно произойти почти чудо, чтобы артист был в состоянии управлять своей карьерой, выбирать роли и получать настоящую радость от того, что он делает.

 Слава богу, если попадется режиссер, который знает, что делает.  Самое страшное, что ты зависим все время: ты не знаешь, будет у тебя работа или нет.

Даже у самых удачливых, самых успешных есть периоды, когда нет работы! А есть масса других профессий, тоже творческих: архитектура, дизайн. Мне кажется, что даже будучи врачом или педагогом, ты в каком-то смысле менее подвержен стрессу. Это, конечно, серьезные, сложные профессии. Но ты видишь результат труда. Актерский же результат – это так эфемерно. И это тоже погружает художника в состояние отчаяния. А критика… Я пытаюсь дать детям другие возможности, с помощью изучения языков, например.

Юлия, от сложностей и проблем взрослой жизни давайте перейдем к… теме детских страхов и страшилок. Были ли у Вас в детстве любимые «страшилки»?

Были, конечно. Хорошо помню! Мы все любили «ужастики»: фильмы ужасов, ходили смотреть на Фредди Крюгера, когда появились первые видеомагнитофоны. Но самое большое удовольствие лично я получала, когда пересказывала своим подругам истории из Алексея Толстого «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Упырь». Я помню, как у меня глаза от ужаса наливались слезами, и все вокруг дрожали. А еще? Семейные предания возбуждали интерес и любопытство. Я выросла на Дону, и там многие родственники жили в станицах. В деревнях всегда, знаете, есть свой ведьмак, свои тайны, какая-то магия. (Смеется.) Эти семейные предания будили фантазию, причем довольно долго. Думаю, лет до 16-17.

Почему-то дети тянутся к страшному…

Со страхами интересно. Моему сыну сейчас нужно смотреть такие страшные фильмы. Пару лет назад был смешной случай. Вышел американский фильм, не помню, как называется, с чернокожим красавцем Уиллом Смитом, там все жители города превратились в страшных зомби из-за какой-то вакцины. Дети специально меня упросили купить им диск. Я купила, поставила и ушла что-то делать на кухню. Тем не менее, я их слышу: шушукаются, смеются – идет какая-то жизнь. И вдруг наступает полная, «звенящая» тишина.  Я заглядываю в комнату: они сидят по разным сторонам дивана – отпрянули, «спрятались» от телевизора, вжались в кресло. Замерли…

Для чего это детям? Во-первых, конечно, адреналин. То чувство опасности, которое нужно. Особенно мужчинам его нравится переживать. Во-вторых,  преодоление страха дает тебе какое-то физиологическое ощущение: ты выжил! Ты смог преодолеть страх, опасность! Все проходят через «ужастики»!

А Вы бы стали сниматься в таком фильме?

Знаете, да! Не обязательно даже, чтобы это было по Толстому… Есть целый жанр таких триллеров, иногда с мистической сверхъестественной «подпиткой». Например, Николь Кидман снялась в таких двух чудесных фильмах. Это замечательный материал. Там есть, что играть. Страх, ужас, панику можно играть! Почему нет?..

Всегда интересно поговорить о детских впечатлениях и ярких воспоминаниях. Была ли у Вас в детстве… любимая посуда? Ложечка, чашка, тарелка с изображением животного?

Такого, как у моих Пети и Маши, любимых расписных тарелочек не было. Но помню хорошо, что воду всегда пили из стакана. Помню, приехали в деревню в гости, и там стояло жуткое ведро и такая чудовищная кружка около него, из которой нужно было пить воду. Мне было лет шесть, я потянулась к буфету за стаканом. А там стояла такая традиционная «горка» с посудой, и хозяйка, старая бабка-карга, так «отметелила» меня полотенцем! За то, что я хотела взять «праздничную» посуду. Я запомнила это на всю жизнь. И все равно до сих пор почему-то не могу пить воду из чайных чашек – нужен обязательно стакан!

Какой продукт в России, по-вашему, незаслуженно забыт?

Про «забыт» не скажу: до революции кухня была другой. А потом вся страна пережила такой гастрономический голод, такую национальную диету… Мне кажется, нужно открывать для себя «старые» вкусы по-новому. Вот баклажаны, запеченный лук. Овощи! Многие имеют огороды, но потом зимой мы почему-то перестаем готовить овощи. Тот же картофель можно и сушить, и запекать – в гусином жиру, кстати, это гораздо полезнее, чем картофель-фри! Не нужно только его ни с чем смешивать и не есть на ночь.

Ваша новая книга называется «Детское питание». Когда возникла идея написать про еду для детей? С чем это связано?

Очень-очень давно – в тот момент, когда только родилась Маруся. Маруся невезучая на нянь. С самой первой повезло, пока Маруся была совсем маленькая и я кормила ее грудью. А потом какие-то были неудачные опыты. И я оставалась с ней одна. Приходилось делать многое, везде успевать. И не было рядом опытной женщины. Приходилось бесконечно изобретать велосипед. И детские рецепты копились-копились. Я все записывала в свои тетрадки. У меня это от мамы – вести тетради с записями рецептов. А потом мне показалось, что это важная тема! Когда родился Петя, я искала материалы, и оказалось, что не только у нас почти ничего нет, но и за рубежом очень мало написано про то, как и чем кормить ребенка. В основном это книжки, написанные специалистами, суховатым языком. Там много полезного, я их уважаю. Но это трудно для понимания и использования. Так и накопилось на целую книжку! Плюс у меня хорошая команда, которая мне помогала. Без них я бы вряд ли справилась. Сейчас особенно много работы: журнал, еженедельная передача «Едим дома», новый спектакль вышел. (роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» театра им. Моссовета, режиссер А.С. Кончаловский)

А если дети «не едят», или едят «неправильно»? Особенно в поездках, гостиницах. Что посоветуете?

Мы недавно были в Париже, в хорошем ресторане был обед, а дети съели только половину того, что им дали. И мы все не ужинали. Не то, что я оставила бедных детей без еды. Нет, мы всей семьей отказались от ужина. И на следующий день все вернулось в норму. А рекомендую отказаться от специального детского меню и брать что-то легкое, полезное. Я часто заказываю на ужин овощной суп. Если чувствую, что где-то, например, булок переели или мороженое было в пять часов. Понятно, что полноценно ужинать никто не будет. Проблема с едой в поездках, считаю, в том, что детское меню почему-то чаще всего состоит из картошки жареной и вечных макарон с соусом болоньез, как в забегаловке, так и в серьезном 5-тизвездочном отеле. Думаю, надо вести себя с детьми как со взрослыми и убеждать, чтобы они пробовали. Иногда я даже торгуюсь! Спорю на что-то – давай, попробуй, если не понравится, я честно сделаю то-то и то-то. И в 80% детям нравится! Они потом благодарны.

Чему Вас научили Ваши дети?

Ю.В.: Без них у меня не было бы такого чувства ответственности, не было бы такого понимания разницы полов! Даже будучи замужем, пока не появился Петя, я не понимала так ясно, кто такие мужчины. Дети научили меня по-настоящему нежно относиться к другим «человекам»!

Спасибо!

Приятно познакомиться!

Юлия Высоцкая\6

Родилась 16 августа в Новочеркасске.

«Привыкла обживать любое пространство. Дом на Николиной Горе? Мне уютно в любом его уголке: и на кухне, и у камина, и в детской». 

Образование: актерский факультет Белорусской Академии искусств (педагог Лидия Алексеевна Манакова), Лондонская Академия Театрального искусства (London Academy and Arts).

Хобби: самообразование, с ранней юности по настоящее время.

О себе: «Снимаюсь в кино, играю в театре Моссовета и театре на Малой Бронной. Я очень люблю готовить для своих близких, поэтому с удовольствием веду кулинарные программы на канале НТВ».

Избранная фильмография: «Лев зимой», «Дом дураков», «Глянец», «Солдатский декамерон», телесериал «Первое правило королевы»,

фильм-мюзикл «Щелкунчик» – роль мамы.

Играет в спектаклях: «Мисс Жюли» – театр на Малой Бронной; «Чайка», «Дядя Ваня» – театр им. Моссовета.

Пишет книги по кулинарии и о здоровом образе жизни – совокупный тираж более 1500 000 экземпляров.

Главный редактор кулинарного журнала «Хлеб-Соль».

Семья: супруга режиссера Андрея Сергеевича Михалкова-Кончаловского, мама двоих детей – Маруси и Пети.

рейтинг статьи
Рассказать друзьям
Комментариев пока нет. Будьте первым
Ed4 square50
Отправить