В эпоху, когда винтаж и предметы с историей переживают бум популярности, многие начали присматриваться к сокровищам из "бабушкиного серванта".
Однако мало кто знает, что неприметные клейма и цифры на дне старых советских тарелок — это не просто заводские отметки, а настоящий "паспорт" изделия, который может рассказать о его качестве, происхождении и, как следствие, о его сегодняшней ценности на антикварном рынке.
Эксперты по советскому фарфору и коллекционеры рассказали, как расшифровать этот тайный код и понять, держите ли вы в руках массовый ширпотреб или редкий экземпляр.
Первое, на что нужно смотреть, — это клеймо завода-изготовителя. Это был знак гордости и главный показатель уровня изделия. Некоторые заводы ценились выше других.
ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод): легендарные три буквы "ЛФЗ" на дне — это знак высшего пилотажа. Продукция этого завода с дореволюционными корнями считается эталоном и высоко ценится коллекционерами.
Дулево: яркая птица-сокол — клеймо Дулевского фарфорового завода. Это был самый массовый производитель, но и среди его изделий встречаются редкие и дорогие экземпляры.
Вербилки: изящный лось — логотип Дмитровского фарфорового завода, бывшей фабрики Гарднера. Его продукция также пользовалась большим уважением.
Самый важный секрет, который напрямую влияет на цену, — это цвет клейма. Он строго регламентировал сортность продукции.
Красный цвет (1-й сорт): высший класс. Изделие без единого изъяна. На аукционах и у коллекционеров посуда с красным клеймом стоит значительно дороже аналогов.
Синий цвет (2-й сорт): допускались незначительные дефекты, почти невидимые глазу. Цена на такие предметы ниже.
Зеленый цвет (3-й сорт): изделия с явными дефектами (неровности, точки, искажения рисунка). С точки зрения коллекционирования, это наименее ценные экземпляры, если только речь не идет об очень редкой модели.
Таким образом, две одинаковые на вид чашки могут иметь совершенно разную ценность в зависимости от цвета клейма на дне.
Цифры на дне — это не случайный набор. Они несли две важные функции:
Цена: в условиях плановой экономики стоимость была единой по всей стране и часто пропечатывалась прямо на изделии (например, "ц. 2р. 10 к.").
Группа сложности росписи: отметки вроде "7 гр" или "15 гр" указывали на сложность ручной росписи. Чем выше была цифра группы, тем сложнее рисунок, тем больше труда в него вложено и, соответственно, тем выше была его первоначальная цена и сегодняшний коллекционный интерес. Особо ценные предметы имели пометку "Вне гр." (вне группы) или "В/Г".
Эти знания превращают обычного человека в эксперта. Теперь, разбирая старый сервант, вы можете самостоятельно провести первичную оценку. Одно дело — найти зеленую марку 3-го сорта массового завода, и совсем другое — обнаружить тарелку ЛФЗ с красным клеймом 1-го сорта и высокой группой сложности. Стоимость таких предметов на рынке может отличаться в десятки, а то и в сотни раз.
Так что не спешите избавляться от старой посуды. Переверните ее и прочтите. Возможно, вы владеете не просто памятью о прошлом, а настоящим сокровищем.
Хотите знать больше? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
🔽 Там мы рассказываем, как приготовить: