Живем дома
Главная»Рецепты»
С пользой для здоровья и кошелька: как читать этикетки на продуктах

С пользой для здоровья и кошелька: как читать этикетки на продуктах

Делая покупки в магазине, мы чаще замечаем пеструю наклейку и заманчивые надписи. Но самое важное, как правило, находится с обратной стороны. Этикетка для продуктов выполняет ту же функцию, что паспорт для гражданина. Благодаря ей мы можем узнать многое: что за товар перед нами, из чего он сделан, как упакован и насколько быстро его нужно употребить.

Научиться читать этикетку достаточно просто. Главное — знать несколько нюансов, о которых мы расскажем в этой статье.

Обязательные сведения

Требования к информации на упаковке закреплены законом «О защите прав потребителя». Этикетка любого товара, независимо от его назначения, должна содержать следующие пункты:

Когда дело касается продуктов, то перечень обязательных пунктов расширяется. Дополнительные требования указаны в техническом регламенте Таможенного союза, который называется «Пищевая продукция в части ее маркировки». К уже указанным сведениям добавляются следующие:

Дополнительно на этикетке можно указывать сведения о документах, которые регулируют создание товара непосредственно на производстве. Это может быть ГОСТ, ТУ или СТО (внутренний стандарт предприятия). По желанию можно нанести знаки добровольной сертификации, товарный знак или придуманное название.

Давайте разберемся в наиболее важных пунктах на этикетке. Начнем с главного.

Наименование не значит название

Наименование — это характеристика продукта в соответствии с регламентом. Оно не предполагает игривых прозвищ или броских имен. Достоверность — главное в наименовании. Читая его, покупатель должен сразу понять, что за продукт оказался у него в руках.

Для полета фантазии и привлечения внимания как раз используют название. Увы, нередко оно может чрезмерно воспевать содержимое. Так, «клубничный творожок» на деле может оказаться «молочным продуктом с ароматизатором клубники», а «домашние котлеты» — «мясным полуфабрикатом категории Д», где содержание мышечной ткани 20% и менее.

Поэтому не забывайте обращать внимание на наименование. Желательно, чтобы йогурт оставался йогуртом на этикетке, а не превращался в йогуртный продукт.

Состав продукта: как читать?

Наименование продукта обычно располагается недалеко от его состава. Это следующий пункт, который желательно учитывать при выборе. Основной секрет состава — расположение ингредиентов. Их указывают не в произвольной последовательности, а по мере убывания. То есть на первом месте будут те компоненты, которых в продукте больше всего.

Хорошо, когда состав прост и понятен, но так бывает не всегда. Некоторые ингредиенты могут вызвать тревогу, хотя на самом деле они не такие ужасные. Вот некоторые из них:

Обычно пищевые добавки обозначают буквой Е и трехзначным кодом. Пугающая Е сообщает о веществе, которое прошло оценку безопасности и одобрено Европейским союзом.

Как рассчитать срок годности

Ключевым показателем здесь будет дата изготовления. Причем сведения должны быть выбиты на упаковке или отпечатаны. Рукописные надписи недопустимы. В зависимости от категории продукта ее оформление будет разным. Есть три способа обозначения даты изготовления:

  1. ЧЧ.ДД.ММ — характерен для продуктов, срок годности которых составляет менее 72 часов.
  2. ДД.ММ.ГГГГ — указывается на тех товарах, что могут храниться от 73 часов до 3 месяцев.
  3. ММ.ГГГГ — ставят на продуктах, чей срок годности начинается от 3 месяцев.

Если на продукте стоит надпись «годен до», то желательно съесть угощение до наступления указанного дня. Конечно, по санитарным нормам сроки годности устанавливаются с небольшим запасом, но риски все-таки есть.

Пищевая ценность — что это?

То, что получит ваш организм от продукта, и есть пищевая ценность. На этикетке об этом сообщают два показателя: энергетическая ценность, или количество калорий, а также соотношение белков, жиров и углеводов.

В некоторых случаях на упаковке обязательно должно быть указано количество витаминов и минеральных веществ. Это делается в случае добавления элементов в продукты или когда их содержание на 100 г или 100 мл превышает 5% от суточной нормы.

По желанию производитель может расширить показатели пищевой ценности и добавить маркировку «Светофор». В дополнение она расскажет о содержании соли, сахара, насыщенных жирных кислотах или трансжирах.

Другие надписи

Наименование, состав и срок годности — опорные пункты при выборе продуктов. Пищевая ценность немного уступает ведущей тройке, но в случае ограничений в рационе становится не менее важной. Что можно сказать о других пометках?

Чтение этикетки — это навык, который можно развить. Сначала будет немного сложновато, так как разные производители на свой вкус размещают информацию. Но по мере получения опыта вы будете быстрее находить нужные сведения и станете увереннее в выборе продуктов. Это важно, ведь все мы хотим получать от покупок максимальную пользу.

Больше постов на edimdoma.ru